Андрей Комов: Gran Trail Costa Blanca — здесь всё слишком


Чтобы узнавать больше интересных новостей из мира любительского спорта, подпишись на наш Telegram-канал Run&roll.

Текст: Андрей Комов

Непросто уложить в слова что-то такое большое и сложное, что раньше в жизни я никогда не встречал. Примерно такие мысли у меня после финиша горного ультра трейла Gran Trail Costa Blanca, 101 км и 5800м набора. Забег, к которому я так долго готовился, но оказался не готов к такому масштабу. Даже за отчёт я сел только через неделю.

Дорога на старт

Летом я серьёзно готовился к городскому марафону, пока не приехал с забега в больницу на скорой. Подготовка смазалась, скорость пропала, но я продолжил тренировки, потому что как же иначе. С восстановлением формы появились мысли, что неплохо бы эту форму реализовать. И если не на марафоне, то в красивых горах, куда и рвётся моя душа, хоть я упорно пытаюсь загнать её на шоссе. 

Потратив некоторое время на сайте ITRA, я нашёл подходящий забег. Costa Blanca Trails в Испании, в провинции Аликанте рядом с курортом Бенидорм. 5 дистанций на любой вкус, от двадцатки до сотни. Я сначала думал про гоночку на 4 балла «итра», чтобы плавно повышать сложность в своей карьере, но 84 км очень уж близко к 100, так что было решено покорять максимальную дистанцию, 101 км с суммарным набором 5800м, Gran Trail Costa Blanca. До старта 2 месяца, самое время готовиться.

Город-лабиринт

Добраться до старта несложно. Прямой рейс до Аликанте, автобус или поезд до Бенидорма, и ещё автобус до городка Финестрат, где как раз разворачивается самая движуха.  Финестрат очаровательный, микрогород из перепутанных улиц и старинных домов разного цвета. Тут на одном пятачке и выдача стартовых, и сам старт, и центр таеквондо с бассейном, потому что почему бы нет. Никакого экспо, только некоторая сувенирка от забега. Если хочется торговли, заранее пакеты выдавали в Декатлоне Бенидорма, но специально туда ехать — трата времени, не планируйте.

Стартовый пакет богат на подарки, но больше меня впечатлило внимание к деталям самого забега. Помимо чипа на номере, выдают запасной на веревочке, а перед стартом еще и отдельный GPS-датчик, непрерывно передающий координаты. Ещё сумки с наклейками на 3 (три!) заброски, все разного цвета. Далее гонка только закрепляла статус образцовой (ну если вы разделяете мои приоритеты и не паникуете, когда пропадаете из протокола). 

Добрейшие хозяйки ресторанчика Ohlala настроили меня необъятной порцией пасты, вещи собраны, одежда по погоде (ах, какая наивность), одна заброска сдана, скоро полночь. Пора бежать.

Под луной как под лампой

В ночь с пятницу на субботу 250 нас отважных собралось на старте, чтобы умчать на первую горку (само собой, под Highway to Hell, потому что нет на этом свете больше песен). На величественную скалу Puig Campana, символ Финестрата и популярный фон для фото. Для меня же это был первый подъём, 1000 м где-то за 3,5 км, тяжёлый, техничный и совсем не похожий на московскую горнолыжку. Через полтора часа я был на вершине, посмотрел на огни Бенидорма и двинулся вниз, стараясь не замечать колючие кусты. Сразу с вершины начинается крутой сатанинский спуск, один из многих, которые каждый раз подрывали мою уверенность в себе. Крутой уклон, острые камни, никакой ровной дорожки, сыпучий щебень, колючки, ну вы поняли. И ещё летящие вниз испанцы, для которых это словно по набережной бегать. А меня сковывал страх, отчего я спускался очень медленно и осторожно, особенно после пары неприятных падений. Благо всё видно, двигаться комфортно. Свет наших фонарей дополнительно усиливался огромной полной луной на ясном небе, которая светила, как люстра. Без неё я бы не осознал, как близко я был к величественным скалам. На следующий день их увидят ребята меньших дистанций.

После первого пункта питания стало поспокойнее. Пошли небольшие лесные куски с мягкой тропой, потом автомобильные дороги. Мне не нравится, когда на трейле приходится бежать по асфальту, но здесь появилась возможность передохнуть и закинуть в копилку несколько быстрых километров. Такая же дорога, переходя в грунтовку, довела до второй вершины, совсем не страшной после такого старта. После неё – подарок небес, 5 километров плавного спуска с финишем в сонном городе Бенимантель, 33 км дистанции. Там на центральной площади расположился гигантский пункт питания, больше похожий на праздничную ярмарку, если судить по количеству и разнообразию провизии. Включая теплую пасту, бульон и кофейный аппарат. Там же – первая заброска, не моя, но сейчас я понимаю, как бы она пригодилась, знай я заранее, что меня ожидает.

Ледяное утро

Ожидала самая большая проблема этой гонки, о чём я и не задумывался заранее. Холод. Я же ехал на испанское побережье, в солнечные +13 и вот это всё. 

Ночью местами было холодно от горного ветра, но удавалось укрыться в деревьях и за скалой. Но третий большой подъём на вершину горы Mallada del Llop убрал все убежища. Я там оказался около 6 утра, подготовился встречать живописный рассвет, а встретил ледяной замораживающий ветер и температуру заметно ниже нуля. Кажется, чем светлее становилось, тем морозило больше, наверняка просто из-за непрерывного набора высоты. Я уже несколько часов кручу мысль, зачем я во всё это ввязался, это всё чересчур. Зато на вершине я оказался вместе с солнцем и подставил ему свои онемевшие пальцы. К моему удивлению, на вершине дежурил фотограф, бедняга. Я хотя бы бежал, где получалось, и это был мой единственный способ согреться. Но когда смотришь на панораму вокруг, понимаешь, что подъём был не зря. Хоть не так уж высотно, но очень красиво и просторно (сейчас в тепле и комфорте я ощущаю именно так). 

Негативный сплит

К середине дистанции я уже порядочно ушатался, хотя ноги были в тонусе, как и мозг, уже отбросивший все сомнения касательно финиша. Преодолев очередной адский спуск, я стал методично перемещаться к городу Конфридес на 60 км, второму большому чекпоинту с горячей едой и заброской. Стало теплеть, пальцы мои начали слушаться, а ноги бежать. На пункте меня ждала тёплая комнатка с разнообразной едой, цивильным туалетом, даже душем и кроватями, но это уже слишком. Мне было достаточно поесть, забрать из заброски гели и двинуться в путь, сытый и заряженный на движение. А именно на непрерывный подъём 10 км длиной на самую высокую гору региона, Aitana, 1500 м.

Этот подъём оказался мечтой. Очень плавный, по грунтовой автомобильной дороге, среди деревьев, идеально беговой. И именно на нём я провалился туда, что в иностранных интернетах зовётся pain cave. Дело было даже не в боли, ее почти не было, но в полном бессилии. Я кое-как шёл пешком с палками, очень тяжело дышал и кряхтел, это всего лишь через 4 км после хорошего питания. Я несколько раз вставал подышать и разок садился на камешек отдохнуть. Силы кончались слишком быстро, а впереди были пугающие 40 км. Всё не могло закончиться так обидно. Тем удивительнее, что решение мое противоречило логике и рекомендациям, но когда я убрал палки и пошёл вверх только на ногах, стало легче, заметно легче. Я втянулся и стал продвигаться, переходя на бег, где получалось. Видимо из-за неправильной техники с палками я расходовал слишком много сил впустую. Это нужно основательно тренировать, теперь я знаю. Это был самый тяжкий негативный момент второй половины, и после него я стал просто собирать сегменты, как пазл моего финиша.

Отдельно приятно, что на вершине Аитаны находится обсерватория (и очередной ПП). Не такая большая, как на Ла Пальме, на Transvulcania, но вполне себе величественная. Добрая традиция пробегать обсерватории на ультре. 

Вдоль неё была типичная испанская тропа, а точнее ленточки разметки посреди (нигде) каменистой поляны, где люди, наверное, и не ходили никогда. Но раз проложить можно, поэтому – почему бы нет. Так что теперь даже по плоскачу бежать не получалось, но я уже стал автоматом и просто двигался вперед.

Вторая половина гонки заметно проще первой и по рельефу, и по перепадам, да и пункты питания стали чаще, каждые 5-8 км. Просто курорт, а не трейл. Особенно если вспомнить город Селла на 84 км, последний крупный пункт с заброской. Где просишь колы, а тебе предлагают свежую паэлью, а хамон отрезают прямо от ноги. Да, именно так. Уважаемые организаторы, вам придётся постараться такое перебить. Но ничего этого мне не хотелось. Ужин ждал меня на финише. 

Последние несколько часов пути я решал уравнение, успею ли я финишировать к 18:00, то есть на закате, потому что очень не хотелось снова доставать фонарь. Увы, чуток не успел и добегал в темноте. Разумеется, грохнувшись за 2 км до финиша и разбив руки в кровь. Разумеется, пропустив поворот с долгожданной асфальтовой дороги обратно на тропу. Но всё это упущенное время  не имеет значения, ведь важно только, что я добежал, живой, здоровый, в рассудке и при необходимости готовый продолжить. 18 часов 28 минут, и это приключение завершилось. Приключение, которое во всём было “Слишком”.

Слишком

Да, именно такая мысль попала мне в голову с самого начала гонки и держалась там до конца. Я был морально готов работать, страдать и удивляться, но все обстоятельства оказались превосходящими ожидания. И трудные, и хорошие.

“Слишком” я добавляю не ради пожаловаться или покритиковать. Цель лишь в описании масштаба происходящего для меня. Трасса была слишком сложной и техничной, американские горки вверх-вниз по острым камням и колючкам. Ночь слишком холодной. Гонка слишком длинная для неопытного меня. Питание слишком богатое и разнообразное, что разбегаются глаза, зато каждый найдёт вариант по вкусу. Волонтёры слишком радушные, за что огромное им спасибо или gracias, чтобы точно поняли. Весь этот трейл слишком насыщенный впечатлениями, что мне потребовалась неделя их переварить.

Настолько, что я вопреки своим привычкам, ещё не строю планы на будущее и не подбираю старты на следующий год. Дам себе возможность ещё немного пожить в этом моменте, чтобы мое “Слишком” превратилось в “То, что надо”.

Редакция Run&Roll благодарит Андрея за возможность опубликовать его историю.