Стоит ли в ближайшее время ждать анонсов о старте Ironman в России
После покупки Ironman китайской корпорацией Wanda было заявлено о расширении географии стартов. Ни для кого не секрет, что триатлеты с нетерпением ждут прихода бренда в Россию. Об этом можно судить хотя бы по воспринятой всерьёз шутке про старты в Москве и Геленджике – народ обрадовался, а на календаре было 1 апреля (теперь новость стоит без даты – и это можно понять, она собирает неплохой трафик ).
Впрочем, в каждой шутке есть только доля шутки, мы все это помним. И судя по новостям, скоро Ironman все-таки объявит о старте в России – это вопрос времени. Пока же китайцы окружают нас с разных сторон, оккупируя постсоветское пространство, – с Запада (полный в Таллине, например) и с Востока (вчера анонсированный старт в Астане).
Тема прихода в России, думаю, будоражит многих. Рынок триатлона здесь только развивается, впрочем, развивается бурно. Когда мы беседовали с Михаилом Ивановым, одним из сильнейших российских триатлетов и тренером, он оценивал общее число «членов триатлонного клуба» в 3 тысячи человек. Это было начало 2016 год. С тех пор многое изменилось, и число триатлетов среди россиян выросло в разы – об этом говорят результаты стартов, по итогам прошлого года число финишрёв на разных дистанциях составило более 6 тысяч. И это без учета стартов на региональном уровне.
Число участников говорит также и о том, что цены на участие, перелеты и проживание, совершенно не отпугивают любителей погонять – они едут в Сочи, в Казань, прилетают из регионов в Москву, уезжают из столицы в область для участия в фестивале триатлона, готовы ехать в Абхазию.
Да, рынок растёт, и ширится география стартов. Grom прирастает участниками, Titan проводит сразу несколько гонок в день, идет в регионы. Ironstar обкатывает старые локации, но делает старты еще более зрелищными. Из триатлона делается шоу – тон в этом году задала Super League Triathlon со своими необычными форматами. Ironstar попробовал схожий формат в Завидово – и получилось! (Эта гонка, кстати, номинирована на лучший старт сезона.)
Готов рынок? Придет ли Ironman? Столкнется ли с конкуренцией?
Рынок, скорее всего, готов, россияне с удовольствием ездят на половинки и полные «айронмены» и отбираются на Кону. Триатлеты из бывших советских республик также будут не против принять участие в «айроне» где-нибудь в России. А рано или поздно Ironman всё-таки придёт.
Что касается конкуренции, то, скорее всего, её не будет. Во-первых, из-за мощи бренда. А во-вторых, приход будет, скорее всего, ознаменован одним стартом. Чтобы прощупать почву IM проведет гонку на половинке.
Кроме того, возможен вариант кооперации или франшизы. Ещё в 2013 году Ironman мог прийти в Россию, но ряд сложностей не позволил этого сделать. Так появился «российский аналог» — Ironstar. За три года (с июня 2015 года) проведения гонок прирост числа участников составил 300%. Это очень круто.
Степан Вахмин (сильнейший триатлет России, третье место в рейтинге Tristat), которого мы попросили поделиться мнением о приходе в Россию Ironman, отметил, что если кто-то и сможет привезти мировой бренд, то это будет именно Ironstar.
«Ironstar может привезти Ironman в нашу страну. Они сейчас во многом отвечают высоким стандартам, которые бренд предъявляет к гонкам – от места и инфраструктуры до числа участников и освещаемости в СМИ», — считает Вахмин.
Однако, по его мнению, скорого прихода ждать не стоит – терпеть придется ещё года два-три. А для первой локации, где может пройти гонка под брендом Ironnam, лучше всего подходит Сочи с его удобной инфраструктурой, отличными видами и олимпийской историей.
Впрочем, Михаил Громов, триатлет (пятый в рейтинге Tristat) и организатор гонок серии GROM, более оптимистичен в оценке возможностей организаторов и сроков проведения первого старта.
«Сделать это (привезти Ironman в Россию — прим. R&R) может любое агентство, грамотный и опытный эвент-менеджер может всё спланировать и реализовать, всё остальное — это вопрос качественных подрядчиков, — считает Михаил. – Думаю, что может прийти в любое время, это вопрос денег. Очень дорогая франшиза. Чтобы её купить и заработать, надо [привлечь] более 2000 участников».
В тоже время Громов, считает, что вполне возможен вариант, когда вдруг появится человек, готовый «сорить деньгами» и выбросить на воздух фактически треть миллиона долларов, чтобы потешить своё самолюбие – «вот посмотрите, я привез Ironman в Россию».
Кроме того, чисто экономически сейчас привозить IM в Россию бессмысленно. По словам Михаила, пока наша страна [владельцам бренда Ironman] не интересна.
«Мешает, прежде всего, отсутствие рынка, у нас — в сравнении — очень мало людей занимается регулярно спортом и тем более триатлоном. Нет культуры участия в подобных мероприятиях, обычные люди просто не понимают, зачем им это и зачем кто-то что-то подобное делает», — отмечает Михаил.
Но он не исключает, что даже невозможное возможно. Олимпиаду и чемпионаты мира мы проводим, можем и IM провести, считает Громов, «если кто-то очень сильно захочет». Конечно, на это всё нужны деньги.
«Я бы не хотел, чтобы Москва принимала IM, такая гонка может просто затеряться в череде культурных, спортивных и массовых мероприятий. Надо её делать рядом с транспортными узлами, но не в столице, местные жители должны этим мероприятием гордится, а не ругаться из-за большого количества людей, перекрытий дорог и всего остального, что с этим связано, другими словами это должно быть выгодно для той локации, где это мероприятие проходит», — отвечает Михаил на мой вопрос о городе для первого старта Ironman.
Если не Москва, то – Сочи? Может быть. Но есть еще один спортивный город с историей и собственным брендом – Казань. Кроме того, здесь также успешно проходят старты по триатлону. И их поддерживает администрация Татарстана – да, что там, члены правительства сами принимают участие в гонках!
А что же Санкт-Петербург? Почему же мы игнорируем Северную Пальмиру? Может быть потому, что город на Неве был скомпрометирован в прошлом году неудачами местных организаторов? Не зря A1 Triathlon в этом году провели всего два старта – наверное, стало стыдно за то, что триатлетов на железке в 2016 году заставили ждать с велосипедами в транзитке несколько часов, а потом ещё бежать, лавируя между машинами.
Итак, пройдемся по городам? Москва – слишком плотный график и трафик. Хотя старт IM способен разорвать шаблон и сломать все календари. Но опять же, я склонен согласиться с Громовым – Москва будет неудачной локацией: просто посмотрите на недовольство водителей и обывателей Московским марафоном, который проходит уже пятый год, а страсти не утихают («бегайте в лесу» — самое безобидное, что можно услышать из-за перекрытых почти на весь день центральных улицах города).
Сочи – прекрасное место, там тепло. Но даже туда на большой триатлон поехало чуть меньше 400 человек, а на олимпийку вышло почти 500 (здесь и далее статистика Russiarunning.com — прим. R&R). Да, красиво, круто. Но дорого. Мы знаем, что отдых в России выходит порой дороже заграничного. Ну а тут спортивный туризм, да еще и триатлон, который не самый дешевый вид спорта, хотя и занимаются им не простые работяги (хотя может и такие есть). Но всё же, мы говорим про массовый старт.
Ну и Казань. Хоть и столица региона, но все же тише курортного Сочи. Даже добраться сюда проще и дешевле (билеты на ближайшие даты в Казань почти в три раза дешевле, чем к Чёрному морю). Опять же поддержка со стороны властей.
Кроме того, я склоняюсь в пользу Казани ещё и потому, что обычно Ironman заходит на новые территории с половинкой – 70,3 (примером могут служить те же новые старты в эстонской Отепе и в Казахстане). И как раз здесь уже дважды состоялись гонки Ironstar 113, которые собрали очень много триатлетов (только в этом году стартовало более 700 человек). Ну и опять же возвращаясь к интервью Кавуна о 2013 годе – почему бы и не сделать? (R&R обратился за комментарием к Андрею, но на момент выхода статьи ответа не получил – прим редакции.)
Окей, сезон подходит к концу — добегаются «айроны». Но вполне возможны какие-то сенсационные новости — и вполне может статься так, что среди них будет и российская половинка Ironman. И может быть это будет уже 2018 год? Кто знает, поживём — увидим.
ВСЁ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ ЧИТАЙТЕ В НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ СТРАНИЦУ В FACEBOOK, И ПОЛУЧАЙТЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ДАЙДЖЕСТ САМОГО ВАЖНОГО ЗА НЕДЕЛЮ.